О НАС КАК НАС НАЙТИ ФОРУМ БАЙДАРКИ ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
БИБЛИОТЕКА ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ТУРИЗМ МКК КАРТЫ
ССЫЛКИ (добавить ссылку) ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДАЧ И КЕМПИНГОВ

Постскриптум к обзору Чемпионата Москвы по водному туризму за 2001 год.

   Что такое Чемпионат Москвы по туризму? - это чемпионат по походам. Каждая команда, заявившая свой поход 3-6 к.с. в МКК, становится потенциальным участником соревнований. Если отчет о походе представлен в срок (в ноябре), то команда автоматически становится участником Чемпионата в соответствующем категории сложности классе соревнований. Если команд-участников в каком-либо классе менее 6, то судейская коллегия вынуждена объединять походы разных категорий сложности в одном классе, что, конечно, не здорово. Но, в принципе, т.к. сложность оценивается относительно эталонной кат. сложности, то, при прочих равных условиях, поход более низкой к.с. может обыграть существенно более сложной. Но мы стараемся все-таки проводить соревнования в классах соответствующих к.с. В этом году по водному туризму нам удалось провести отдельно соревнования по "тройкам" и "четверкам", а вот по "шестеркам-пятеркам" пришлось объединить походы, т.к. часть групп не представила отчеты в срок. Надеюсь, что в 2002 году мы сможем провести соревнования в четырех классах. Также как и водники, в трех классах провели чемпионат 2001 года туристы-горники, в пешеходном, лыжном и велотуризме соревнования проведены в каждом виде в одном объединенном классе.

   Победители в классе 6-5 к.с. объявляются Чемпионами Москвы, а в других классах - победителями в классе.

   Разделение на классы соревнований по походам конечно надо проводить не только по категориям, но и по сути. Так, например, в альпинизме проводились соревнования в классе высотных, скальных, технически сложных маршрутов и траверсов. Но для этого в каждом классе, чтобы соревнования состоялись должно быть не менее шести команд-участниц. У нас явно есть два класса-направления: технически сложные спортивные водные маршруты и экспедиционные дальние (иногда длительные) комплексные (не только водные) спортивные путешествия. И мерить одной линейкой Алтайские "пятерки-шестерки" и маршруты в Путоранах или Забайкалье для судей весьма сложно. Но, чтобы их разделить, надо иметь не менее шести "экспедиций" или "технически сложных маршрутов". К сожалению, пока даже в Чемпионате России этого не получается.

   Как же мы судим? Как и другие виды спортивных соревнований или другие мероприятия, требующие выбора - по методам экспертных оценок. На эту тему есть специальная литература, а применительно к спортивному туризму - давняя, большая, неопубликованная моя статья (совместно с Ю.Пржиемским). Подробно пересказывать ее здесь не буду. Если коротко, то судьи-эксперты должны быть:

  1. квалифицированными (знать все маршруты - т.е. быть членами МКК);
  2. честными и порядочными - т.е. в меру сил объективными;
  3. их должно быть не менее трех, а лучше - семи.

   "Методика судейства Чемпионатов по туризму" опубликована в сборниках ТССР "Русский Турист". Коротко - что мы оцениваем:

  1. сложность (от -20 до +50 баллов)
  2. стратегия и тактика (от -10 до +10 )
  3. техничность прохождения (от -10 до +10)
  4. интегральная оценка (от 0 до 30).

   На оценку 2) и 3) естественно влияет полнота технического описания и фотоматериалов, при этом судьи очень внимательны к честности описаний и фотоматериалов. "Интегральная оценка" 4) наиболее подвержена судейскому субъективизму, но при большом числе судей он сводится почти на нет. В основном в "Интегральную оценку" входят оригинальность (новизна), автономность, напряженность (динамика), полезность (значимость).

   Теперь кое-какие общие слова по итогам Соревнований по водным туристским походам. По-прежнему, мы растем количественно, но, к сожалению, не качественно. Нашим чемпионам-призерам далеко до уровня маршрутов Андрея Волкова и Сергея Черника (но, к сожалению, и на Чемпионате России картина не краше). В классе походов 5-6 к.с. доминирует Алтай, что вызвано и политико-экономическими и транспортно-экономическими соображениями. Не общеизвестным был только маршрут рук. С.Офицерова в Сев.Забайкалье. Остальные маршруты в том или ином варианте постоянно фигурируют в протоколах Чемпионатов. В классе "четверок" нестандартны походы гр. Д.Шварца в Забайкалье и Н.Щербакова на Полярном Урале, а в классе "троек" - только поход А.Макушина в Карелии. Остальные совершенствуются на многократно пройденных вариантах.

   Теперь на другую тему.

   Вообще-то, за все долгие годы моего знакомства с водным туризмом я припомню очень немного женщин - настоящих руководителей сложных водных походов: в шестидесятые - Женя Штовба, в семидесятые-восьмидесятые - Лена Суркова из Питера, потом Марина Никитина. Больше и не припомню. Конечно, мастеров спорта-женщин было гораздо больше, но зачастую они руководили не ими созданными командами и/или в составе команды был муж-друг-тренер-наставник. Я не хочу никого обидеть, формально норматив бывал выполнен, но серьезного уважения как к высококвалифицированному спортсмену не было. Не помню ни в водном, ни в других видах туризма и женщин-руководителей - победителей и даже призеров в Чемпионатах СССР, России и Москвы.

   Чемпионат Москвы 2001 года показал новые явления. Я хотел бы обратить ваше внимание на капитана команды Чемпиона Москвы 2001 года Светлану Цветкову. До этого похода у нее было уже семь руководств походами 5-6 к.с. при одном участии. Это действительный лидер в остальном чисто мужской команды. Светлана - опытный, зрелый, достаточно осторожный руководитель. Маршрут Ак-Алаха - Аргут весьма спортивен и "осторожно" на двойках пройти его не просто.

   В этом же классе соревнований выступала команда Елены Алексашиной - руководителя команды-участницы прошлогодних соревнований в классе походов IV к.с. Елена - тренер-педагог на станции юных натуралистов, давно руководит детско-юношескими походами, но руководство "пятеркой" это у нее первое.

   В классе "троек" и "четверок" появился подающий большие надежды руководитель, инструктор Юлия Бронер. Это уже поколение сравнительно юных руководителей. Но Юля - дама довольно ответственная, серьезно относящаяся к спортивному туризму, отстаивающая новые взгляды, подходы и при достаточно трезвой оценке реальных возможностей команды, вручившей ей свою судьбу. Третье место в классе "четверок" - хорошее начало.

   Выдающийся, многоплановый детский педагог, тренер, руководитель Мария Сафронова, несложная водная часть похода которой не позволила занять ее команде высокое место в наших соревнованиях, заняла второе место у пешеходников. Маша конечно уникальный спортсмен-"многостаночник" и педагог-"многостаночник". Она не ставила себе задачи водить свои в основном детско-девичьи группы в сверхсложные водные маршруты, но разносторонних туристов она готовит блестяще.

   Мне хочется пожелать всем женщинам руководителям походов участников Чемпионата Москвы дальнейших спортивных успехов, мудрости, самостоятельности и конечно - счастья.

   Пользуясь случаем, хочу остановиться на одной из трудностей, возникших и в работе водной МКК и в работе судейской коллегии соревнований по водным туристским походам. Это вопрос о категорировании водных туристских походов. Ныне действующий "Перечень классифицированных водных походов" был составлен в 1987 году. Как ответственный составитель этого перечня, я прекрасно понимаю, что он давно уже морально устарел. За 15 лет много изменилось и в снаряжении, и в технике, и в географии (особенно политической). Но пока руководство ТССР и его МКК не смогли организовать разработку нового перечня, да и дураков брать на себя ответственность за такую работу что-то не видно. Витающие в Интернете споры-сравнения нашей и Западной классификаций не очень корректны. Западная классификация появилась на основе нашей и после появления ее четвертой редакции 1987 года. Кроме того, Западная классификация категорирует участок реки протяженностью в несколько км. В туризме вообще и в водном в частности ключевое слово не порог, а маршрут и категорируется в целом маршрут. При этом учитывается не только техническая сложность локальных препятствий, но и их количество, интервал между ними, автономность маршрута, удаленность, сложность разведок, элементы других видов туризма и т.д. и т.п. При этом необходимо учитывать, что категория сложности - это не точка на оси, а весьма протяженный отрезок, при этом границы отрезка иногда размыты. Мало того, уровень воды может существеннейшим образом изменить категорию сложности. При этом совершенно не очевидно, что в высокую воду маршрут окажется сложнее. Опаснее - да, а вот сложнее - далеко не в каждом случае: крутизна водопадных сливов уменьшается, многие пороги "заливает вода", появляются обходные, боковые проходы и т.д. и т.п. Соответственно и в очень низкую воду образуются новые препятствия, габаритные непроходы и т.д. Уровень воды прогнозировать не удается. Дождевой паводок может оказаться выше весеннего. На горных реках с боковых притоков вываливаются сели, образуя новые препятствия. Старые пороги "промываются" мощными наводнениями и т.д. и т.п.

   Идут многолетние споры о категорировании р.Укучикта и ей подобных, спорно категорирование маршрута по р.Улуг-О. Не всегда единодушны члены МКК при категорировании р.Она, рек Хамар-Дабана. Есть разные мнения по поводу категорирования маршрута для разных типов судов. Но попытки раздельного категорирования по типам судов привели к полной неразберихе: четыре К4 и один каяк или четыре каяка и один К4 в группе категорировать по-разному? А участники начинают пересаживаться в процессе похода с судна на судно. Тут уже полная путаница возникает. Еще одна проблема. Одна группа проходит маршрут с вертолетной заброской, а другая несет все, включая суда, на себе 100-120 км по таежным тропам, совершает восхождение на обзорную вершину, а потом проводит сплав. Как категорировать такие маршруты сегодня. И вообще, сейчас появилось достаточно много групп, пеше-горная часть маршрута которых соизмерима с водной частью и по протяженности и по сложности. При этом есть и другие крайности. Группа проходит по одной реке 20 км. Сложный участок (их сопровождает машина), переезжают на другую, проходят еще 30 км, затем еще 20 км на третьей реке. С туристской точки зрения маршрутом это назвать сложно. Но как некий другой подвид спорта такой вариант конечно имеет право быть, тем более, что такая методика как раз более или менее совпадает с каякингом-рафтингом на Западе. Кстати о рафтинге. В 2000 и 2001 годах ни одна группа в Москве и на Чемпионате России не сплавлялась на рафтах. Даже те гиды, которые возят на них "валютных" пассажиров, в свои походы ходят на других судах.

   Но вернемся к вопросу категорирования. Нужна широкая дискуссия по этому поводу. Но при этом необходимо осознавать, что нужна более или менее стройная система, в которую можно уложить все известные маршруты и так, чтобы сохранилась определенная последовательность усложнения, обеспечивающая безопасность перехода из категории в категорию, из района в район, от судна к судну и т.д.

   На вопросах безопасности и теме так называемых "несчастных случаев" я надеюсь достаточно подробно остановиться в одной из моих следующих статей.

   Так как сейчас я являюсь одним из судей Чемпионата России, то после его завершения, вероятно, предложу вашему вниманию итоги Чемпионата России и свои, как всегда субъективные, комментарии.

   Очередной раз призываю всех любителей белой воды к взаимной доброжелательности и взаимному сотрудничеству.

   Замечания и предложения готов выслушать по телефонам 953-00-92 дом., 742-40-81 раб. или E-mail через "Агентство Венгрова".

Николай Рязанский.


По всем техническим и организационным вопросам: Оксана<admn@vengrov.ru>


Реклама