![]() |
![]() |
![]() |
E-mail Форумы |
![]() |
|||||||||||||||||||
|
Главная | :: | МКК | :: | Трагедия на Улуг-О |
Трагедия на Улуг-О
Незаявлявшаяся группа из Москвы (15 человек) в августе 2001г. отправилась в Туву на р.Улуг-О. Маршрут по сложности «хорошая» «пятерка». Шли на трех К4 и одном К2. Из 15 человек трое А.Боголюбов, В.Ковальчук и Ю.Берзин имели опыт руководства «пятерками» и известны в туристском мире. А.Боголюбов - инструктор водного туризма, но давно не ходил, В.Ковальчук - лидер команды - ранее имел аварию с трагическим исходом в Ср.Азии и позднее были у него самого неприятности на воде, Ю.Берзин вообще-то ходит утверждаясь, а в этот раз присоединился к сформированной не им группе (технически и организационно, видимо, был одним из лидеров группы). Опыт остальных участников не выдерживает никакой критики - «четверки» только у двоих, еще у двоих карельские «четверки» (видимо, Кутсайоки) - конечно это не «четверки», у остальных - карельские «тройки» и даже только «двойки». Четкого руководства не было. Вода была высокая, за ночь перед аварией поднялась на 1м. Тем не менее страховка организована не была. Авария произошла 22 августа на пороге Демирсал-3. Порог разведали, но не страховали. Первым шел К4 Ю.Берзина под ЛБ, как планировали идти все. В заданной точке перед Демирсалом-4 зачалиться не смогли, порвали гондолу и, пройдя Демирсал-4, зачалились только за Рижским-1. Следом, тем же путем, прошел К2 и зачалился в заданной точке, но экипаж не встал на страховку, а ушел вверх снимать фото-видео Демирсал-3. Следом пошел К4 В.Ковальчука в составе В.Ковальчук, А.Боголюбов, Т.Смирнова (жена В.Ковальчука), Д.Боголюбов (сын Боголюбова 18-лет - опыт - карельская «двойка») и пассажир - дочь В.Ковальчука 11 лет. Зачем в «пятерочный» порог, перед связкой других «пятерочных» порогов - каскадом Рижский - идти с пассажиром 11 лет и «двоечником», объяснению не поддается. Этот экипаж пошел не по планируемому пути, а справа, где были «зубы» и «бочечка». Налетели на «зубы», видимо на них отломали правые концы поперечин, подзастряли и, вместо того, чтобы выбираться вправо, до берега было 2-3 м, ушли в бочку и потом влево. Катамаран начал разбираться. Вика Ковальчук (11 лет), Дима Боголюбов и Таня Смирнова оказались в автономном сплаве. Ковальчук бросился спасать дочь, что ему удалось, Боголюбовы и Смирнова ушли в следующие пороги. Непосредственно точка, в которой катамаран разобрало, мне не ясна, но в Рижском уже авария была в полном объеме. Берзин бросил «морковку», но ее, естественно, не увидели. Группа собралась только через два дня (!). Тело Т.Смирновой нашел ниже порогов у ПБ В.Ковальчук, до этого спасший дочь. А.Боголюбов пытался по берегу найти сына, но его и по сегодняшний день не нашли. Нашли жилет Димы, жилет из парашютного капрона (состарившегося) без одной из ПХВ емкостей. Ю.Берзин из оставшихся участников не смог собрать экипаж для преследования уплывших участников. Публика с карельским опытом оказалась и технически и психологически не способна к участию в поисково-спасательных работах. Может и слава Богу, если бы они пошли ходом в Рижские и дальше, возможно трупов было бы еще больше. Заранее прошу прощения у участников группы и туристов за возможные неточности в моем рассказе. Но, т.к. группа неоформленная, то разбора не было и быть не могло, а посему и информация может быть не полной. Тем не менее вывод можно сделать однозначный - конечно это никакой не «несчастный случай» - это скопище грубейших ошибок, которые видны любому грамотному туристу. Иногда вода прощает нам эти ошибки. Часто прощает. Но иногда наказывает жестко и жестоко. Не дай Бог так потерять жену, мать, сына. Только умнеем мы порой задним умом. На поминках. И не хотим учиться на чужих ошибках. Думайте, ребята. Н.Рязанский.
|